Камера, свет, мотор! В Марокко успешно снимают мировые блокбастеры. Киностудия доступна для посещения туристами.

Камера, свет, мотор! В Марокко успешно снимают мировые блокбастеры. Киностудия доступна для посещения туристами.

Марокко потрясающая страна. Здесь можно бесконечно любоваться накатывающими океанскими волнами и восторгаться их безудержной мощью, или целый день провести на потрясающих пляжах. Можно от рассвета до заката не расставаться с доской для серфинга. Можно много часов бродить по запутанным лабиринтам средневековых медин, где мозг взрывается от впечатлений, а глаза разбегаются от множества товаров: лавочки, лавочники, ароматы, специи, чай, кожаные сумки, тапочки, медная посуда, заклинатели змей, лампы, фрукты, тапочки, специи, лавочники, чай, фрукты…И так до бесконечности (говорят только в медине Феса насчитывается 9400 улочек, 2800 из которых заканчиваются тупиками, поэтому без проводника туда лучше не отправляться).

Но, если вам вдруг захочется сделать небольшой перерыв в этом калейдоскопе восточного колорита, Марокко подарит такую возможность!

Пожалуй, нет ни одного человека в наших широтах по обе стороны от экватора, который бы, в той или иной мере, не был поклонником кинематографа. Такие фильмы, как «Иисус из Назарета», «В поисках зеленого бриллианта», «Шпионские игры», «Гладиатор», «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатры», «Игра Престолов» представлять нет необходимости. Их объединяет одно: многие сцены в них были сняты именно в Марокко, который неофициально называют «Африканским Голливудом». Началось все в 1887 году, когда Луи Люмьер снял здесь «Марокканского всадника». За прошедшие 100 с лишним лет здесь родилось более 1000 фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд мирового кино. Съемками эпических картин избаловано большинство известных марокканских городов. Многие голливудские режиссеры, включая Ридли Скотта, Кристофера Нолана, Роберта Олдрича, Альфреда Хичкока и многих других, выбирали Атласские горы, своенравную Сахару, хитросплетенные паутины переулков Марракеша, Феса или Касабланки в качестве декораций для съемок своих картин. Однако наибольшее количество кинофильмов в Марокко было снято в районе небольшого городка Уарзазат и именно его окрестности считают марокканским голливудом. Не хватает только реплики всемирно известного голливудского холма, но зато на горизонте Атласские горы, которые выглядят весьма респектабельно и величественно.Одним из первых облюбовал эти места Дэвид Лин, который снимал здесь знаменитый кинофильм «Лоуренс Аравийский» (7 Оскаров) в 1962 году. Изначально, съемки фильма проходили в Иордании, однако там съемочная группа столкнулась с недружелюбными проявлениями местных жителей и была вынуждена искать более подходящее место. Таким оказался этот регион в Марокко. Немаловажным фактором, определившим выбор места съемок, был почти идеальный свет. Здесь 300 дней в году, по 9 часов в день сильное, но не слишком яркое солнце светит в насыщенном сине-голубом небе, на котором, в последующем, можно дорисовать любые облака. Поскольку место отдалено от крупных городов, почти полностью отсутствуют фоновые световые и звуковые помехи, являющиеся кошмаром для съемочной группы. Здесь много специально выращенных и подготовленных к съемкам верблюдов, а сами марокканцы настроены дружелюбно и, вовсе не против подзаработать в массовках. Так, например, в массовых сценах фильма «Шпионские игры» участвовало около 300 тысяч марокканцев, а «Астерикса и Обеликса» помогали снимать около 5 тысяч местных статистов.

Узнав это, я предположила, почему местные жители весьма негативно относятся к туристам, которые пытаются их сфотографировать бесплатно. Скорее всего, часть из них принимали участие в массовых сценах на съемках кинофильмов за оплату, а остальные просто слышали о том, что если ты попал в камеру-тебе должны деньги. Попрание этого священного принципа со стороны туристов воспринимается многими марокканцами очень болезненно, причем, вряд ли они допускают большую разницу между голливудским режиссером и туристом из Минска. Платить должны все! К счастью для кинематографистов и фотографов сравнительно недорого.

Большое кино в Уарзазат привлек предприниматель Мохаммед Бельгми, который в 1983 году открыл в предместьях города профессиональную киностудию Atlas Corporation Studio. Предприимчивый бизнесмен тут же отправился в Голливуд, чтобы поближе познакомить знаменитых режиссеров и продюсеров с вечно солнечной землей Марокко, которая может на кинопленке превращаться во многие колоритные страны. В этой части страны есть и горы с заснеженными вершинами, и барханы пустыни, и оазисы. И все это за более чем разумные, по меркам кинематографии, деньги. Надо признать, что он оказался убедительным и, с тех пор здесь ежегодно снимают несколько картин, а во время перерывов между съемками на студию пускают туристов. По оценкам самих киношников, работая в Марокко, они могут получить экономию до 50% бюджета, по сравнению с работой в странах Запада. Хорошим стимулом служат также и льготы по НДС.Да, существует вероятность, что, когда приедете на студию, вы не сможете ее осмотреть из-за того, что там снимается очередной шедевр. Но, зато, у вас будет шанс встретиться с кем-то из мировых знаменитостей, принимающих участие в съемках. На самой студии это, конечно, практически невозможно, но, прогуливаясь в Урзазате по бульвару Мохаммеда V — главной улице города, где живут кинозвезды в период съемок, удача может улыбнуться вам.

Вообще-то, говорят, студий тут вроде две: Atlas Studios и CLA Studios. Мы были в Atlas.При входе в студию вас встречает самолет, на котором главные герои фильма «Жемчужина Нила» совершили побег из резиденции шейха.Вернувшись домой совершенно другими глазами пересмотрела этот фильм, особенно сцены, которые снимались в Atlas Studios. Ощутила сопричастность к съемкам и в кадрах искала знакомые декорации. Все так и есть!
Внутри сохранившиеся декорации, созданные для съемок других известных фильмов. Вот лишь некоторые из них:

«Кундун» 1997 года режиссера Мартина Скорсезе.«Гладиатор» (1992) Ридли Скотта. Здесь была снята лишь небольшая часть — сцены, в которых персонаж Рассела Кроу, Максимус, продается в рабство.«Клеопатра» (1999) с Билли Зейном и Тимоти Далтоном. «Астерикс и обелиск: миссия Клеопатра» (2002). Когда я увидела масштаб храма, который был построен специально для съемок, то поняла, почему фильм оказался самым дорогим в истории французской кинематографии.Снаружи все выглядит очень реалистично и фундаментально, но, заглянув за фасад, понимаешь масштабы бутафории. Изнутри все весьма прозаично, на деревянных подпорках. Смотрится не всегда эстетично, но, как говорил герой популярной советской кинокомедии «зато дешево, надежно и практично». Глина, дерево, пенопласт, другие подручные материалы, невысокая стоимость рабочей силы и широкие возможности по привлечению местных жителей к съемкам в массовках, позволяют киностудии оставаться одной из наиболее востребованных в мировой кинематографии. Нужно отдать должное предприимчивости студийцев. Использованные декорации не демонтируются и, в дальнейшем, многократно используются в производстве других более бюджетных кинофильмов и сериалов.По киностудии лучше ходить с гидом. Он расскажет много увлекательных историй и таинственных легенд, связанных со съемками той или иной картины. Пересказывать не буду, чтобы не раскрывать интригу. Кто приедет-сам все узнает. В одном из лабиринтов внутри макета средневековой медины я едва не заблудилась. Представьте насколько точные и размерные копии они создают.Самая масштабная декорация находится вдали от главных студий. Говорят, около 30 минут пешком по пустыне. Это мини-Иерусалим, построенный для фильма Ридли Скотта «Царство Небесное». Такая не маленькая постройка, метров 200 на 100 будет. И выглядит прочней остальных глиняно-пенопластовых. Я туда не ходила, только сняла издали. Смотрится на фоне гор потрясающе!На открытом пространстве замерли «древние» катапульты. Кажется, еще миг, и они отправят свой смертоносный заряд в сторону противника…

Одним из самых популярных мест для съемок в регионе является Айт-Бен-Хадду, красивый укрепленный город, расположенный на левом берегу реки Варзазат. Охраняется ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.Все жилища ксара (укрепленной берберской деревни) построены из красно-коричневой глины в стиле традиционной марокканской глинобитной архитектуры. Он использовался в качестве фона для таких известных фильмов, как «Последнее искушение Христа», «Гладиатор», «Мумия», «Принц Персии: пески времени», «Александр» и многих других. В «Игре Престолов» ксар был перевоплощен в Юнкай.
При съемках каждого фильма что-то достраивают или сносят.

С вершины холма открывается захватывающий вид. Красновато-коричневая долина реки Варзават контрастирует с серебристыми, покрытыми снегом вершинами гряды Атласских гор, а между ними взгляд любуется изящными изгибами каменистых холмов. Селфи на вершине холма-это главная тема для добравшихся туда туристов. И правильно. Такого больше нигде не увидишь. Здесь до сих пор живут берберы, которые делают потрясающие вещи ручной работы. Это не китайский ширпотреб. По дороге можно купить и привезти домой уникальную вещицу, которая всегда будет напоминать вам о поедзке. Только стоит заранее выяснить, нет ли запретов на вывоз из страны и что можно ввозить в страну вашего проживания.

Река Варзазат. Разделяет старое и новое поселения в Урзазате. Исток находится на южных склонах Высокого Атласа, далее река протекает по пустыне и теряется в песках Сахары. 

Современный Урзазат расположен на правом берегу реки. Это небольшой дружелюбный город, привыкший к иностранцам. Торговцы здесь весьма приветливы, а улицы мне показались чище, чем в других городах Марокко. Наверное, потому что здесь часто останавливаются звезды Голливуда во время съемок. Много котиков.Поездка в «Марокканский Голливуд» оставила самые приятные впечатления. Можно прикоснуться к живому кино и полюбоваться прекрасными видами. По дороге или на месте можно приобрести берберские сувениры ручной работы.

Расстояние от Агадира до Урзазата порядка 350 км. Дорога хорошая.
От Урзазата до Atlas Studios еще около 5 км в сторону Марракеша.

Время для посещения киностудии:

С октября по февраль: 08.15 — 17.15
С марта по сентябрь: 08.15 — 18.45

Лайфхаки:

  • Если вы остановились в Агадире, на поездку уйдет полный день. По дороге можно заехать на крокодилью ферму Crocoparc (считается одной из лучших в Северной Африке). Правда самое интересное там происходит в часы кормления, после полудня. В остальное время ленивые крокодилы больше напоминают бревна, чем агрессивных хищников.
  • При самостоятельном путешествии рекомендуем заночевать в Урзазате.
  • Большую часть года здесь много солнца и мало тени. В поездке пригодится защищающая от солнца одежда и удобная обувь. Не забудьте взять с собой питьевую воду.
  • Если вы равнодушны к кинематографу, ваши впечатления могут отличаться.

Автор и фото: Елена Дорош

Редакция Отзыв.Бай благодарит компанию «ИНТЕРСИТИ» и Национальный марокканский туристический офис за помощь в организации поездки в Марокко.

 

 

Если статья понравилась:

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.